О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ

О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ
- последняя и наиболее значительная философская ст. Киреевского, опубликована в "Русской беседе" (1856. II. Отд. "Науки"). Отправной точкой размышлений Киреевского является кризис, в к-рый зашли зап. просвещение и философия, осн. признаком к-рого является господство рассудочности, рациональности. Источник этого кризиса лежит в самом начале зап. вероучения, ведь, по Киреевскому, характер господствующей философии зависит от характера господствующей веры, даже если вступает с ней в противоречие. Римская церковь предпочла силлогизм преданию, ввела новые догматы и оторвалась от вселенской вследствие совершенного формально-логического акта. Испытав влияние Аристотеля, к-рого Киреевский изображает прямым предтечей новоевропейской философии, Запад породил схоластику - первое выражение рационализма. Следующий этап в становлении рациональности - Реформация. Ища выход из кризиса безверия, разум ищет основания веры внутри собственного мышления. Отсюда возникает рациональная философия, стремящаяся не возвыситься до истины, но найти ее собственными силами. Всякая философия имеет в себе две стороны: последняя истина, итог сознания, на к-рый человек опирается, и конечная цель,  господствующее требование, из него вытекающее. Разуму самодостаточному, видящему в себе последнюю цель и высший авторитет, Киреевский противопоставляет "внутренний разум", подчиняющий себя божественной истине, выраженной в писаниях отцов церкви. Христианство не безусловно отвергло древнюю философию, но "преобразовало ее согласно своему высшему любомудрию". В творениях отцов церкви языческая философия стала посредницей между верой и внешним просвещением человечества. Но возобновить философию отцов церкви в ее прежнем виде Киреевский считает невозможным, мотивируя это изменившимся состоянием совр. образованности, под к-рой он понимает прежде всего возникновение светской культуры, развитие наук и искусств. Выход Киреевский находит в учении о верующем разуме и цельной личности. Речь идет не о параллельности путей веры и разума, не о переоткрытии разумом догматов откровения, а о том, чтобы наметить границу, отделяющую божественное откровение от истин разума, не имеющих абсолютной достоверности. Киреевский, по сути, отказывается от построения системы философских понятий по образцу установлений и догматов теологии, и выделяет для разума собственную сферу деятельности, усматривая, однако, в учении церкви тот высший идеал, к к-рому он может стремиться. Такой разум "ищет не отдельные понятия устроить сообразно требованиям веры, но самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня". Для подобного возвышения разум должен собрать в единое целое все свои способности, к-рыми он располагает и к-рые находятся в состоянии разрозненности и противоречивости. Но такой разум перестает быть разумом в кантовском смысле и становится "высшим духовным зрением", "совокупностью умственных и душевных сил", т. е. органом непосредственного усмотрения сущности, самой истины. Цельность дается разуму вместе с цельной нравственной жизнью человека, сообразованной с церковным Писанием и преданием. Киреевский намечает идеал православного мышления, желая, с одной стороны, разделить функции веры и разума, а с другой - поставить разум, обогащенный душевными внерациональными способностями человека, в подчиненно-сочувствующее отношение к вере. Широко понятый разум как целостность познавательных способностей человека объемлет и связует и внутреннюю созерцательную жизнь человека, и характер внешней, общественной образованности. Вместе с тем, по существу, он выступает как верующая мысль, противопоставляемая самодовлеющему разуму рационалистов. Обращаясь к оценке взглядов Шеллинга, опираясь на его "Историко-критическое введение в философию мифологии" и лекции 1830-х гг., Киреевский считал, что Шеллинг, поняв ограниченность чистого рационализма, не обратил внимания на особый тип внутренней деятельности разума, принадлежащий верующему мышлению, и был вынужден сам сочинить себе веру, обращаясь к следам откровения в мифологиях древн. народов.


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • Киреевский, Иван Васильевич — критик и мыслитель, род. в Москве 22 марта 1806 года, ум. 11 июня 1856 года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его, Василий Иванович Киреевский, служил в гвардии и вышел в отставку… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ГЕГЕЛЬ — [нем. Hegel] Георг Вильгельм Фридрих (27.08.1770, Штутгарт 14.11.1831, Берлин), нем. философ, представитель философии абсолютного идеализма, один из создателей феноменологии, диалектического метода и учения об историчности человеческого бытия;… …   Православная энциклопедия

  • КИРЕЕВСКИЙ —         Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, 11 (23). 6. 1856, Петербург], рус. философ идеалист, лит. критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние нем. идеалистич.… …   Философская энциклопедия

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (22. 03(3. 04). 1806, Москва 11(23). 06. 1856, Петербург) философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна,… …   Русская философия: словарь

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (22.03(3.04). 1806, Москва 11(23).06.1856, Петербург)    философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна,… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич — (1806 1856) философ, литературный критик, теоретик славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ ). С 1822 слушал лекции в Московском ун те, в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шеллинга, но на интеллектуальное становление определяющее влияние оказала семья. Как один …   Философская энциклопедия

  • Киреевский — I Киреевский         Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва, 11(23).6.1856, Петербург], русский философ идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства (См. Славянофильство). Происходил из… …   Большая советская энциклопедия

  • Киреевский И. В. — (1806 1856) выдающийся русский философ, публицист, теоретик славянофильства, автор работ О характере просвещения Европы (1852), О необходимости и возможности новых начал для философии (1865) и др. В своем творчестве К. прошел путь от увлечения… …   Этнопсихологический словарь

  • КИРЕЕВСКИЙ И. В. — (1806 1856) выдающийся русский философ, публицист, теоретик славянофильства, автор работ О характере просвещения Европы (1852), О необходимости и возможности новых начал для философии (1865) и др. В своем творчестве К. прошел путь от увлечения… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Киреевский Иван Васильевич — [22.3(3.4).1806, Москва, ‒ 11(23).6.1856, Петербург], русский философ идеалист, литературный критик и публицист; наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. Происходил из старинного дворянского рода; брат П. В. Киреевского. С 1822… …   Большая советская энциклопедия

  • Киреевский, Иван Васильевич — Иван Васильевич Киреевский. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806 56), религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (смотри Славянофилы). В работах О характере просвещения Европы и его отношении к… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»